Учебный план начального общего образования
МБОУ "Верх - Иньвенская СОШ" на 2024-2025 учебный год
Учебный план начального общего образования МБОУ "Верх Иньвенская СОШ" (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующий
основную образовательную программу начального общего образования,
соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»), фиксирует общий объѐм нагрузки, максимальный объѐм
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам
и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МБОУ
"Верх - Иньвенская СОШ", разработанной в соответствии с ФГОС
начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной
программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение
санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план разработан для МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ» и
филиалов «Деминская НОШ», «Разинская НОШ». В филиалах ведется
изучение родного языка (коми-пермяцкого) и литературного чтения (на
коми-пермяцком языке).
По данному учебному плану обучаются дети
с ограниченными
возможностями здоровья по адаптированной основной образовательной
программе, вариант 7.1. Обязательные предметные области и учебные
предметы соответствуют положениям федерального учебного плана в ФОП
НОО. Во внеурочную область учебного плана включаются коррекционноразвивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов
в неделю на одного обучающегося с ЗПР.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Учебный год в МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ» и филиалов «Деминская
НОШ», «Разинская НОШ» начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в
течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки
в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз
в неделю -5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким
образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.
На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и
наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в
остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока
(академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и
только в первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом
полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по
40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет
во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана в МБОУ
«Верх-Иньвенская СОШ» внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся использовано на изучение курса «Люби и знай
родной язык».
В МБОУ "Верх - Иньвенская СОШ" языком обучения является Русский
язык.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и
светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся. В 2024-2025 учебном году выбран модуль «Основы
православной культуры»
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное
оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое
оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по
четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных
отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет»
по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе
четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации
определяются «Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
МБОУ "Верх - Иньвенская СОШ". Оценивание младших школьников в
течение первого года обучения осуществляются в форме словесных
качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных
заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения
ООП НОО составляет 4 года.
Предметная
область
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание
и
естествознание
("окружающий
мир")
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура
Учебный
Количество часов в неделю
предмет/курс
1
2а 2б 3а 3б 4а 4б
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
5
5
5
Литературное
4
4
4
4
4
4
4
чтение
Иностранный
0
2
2
2
2
2
2
язык
Математика
4
4
4
4
4
4
4
итого
35
28
12
28
Окружающий
мир
2
2
2
2
2
2
2
14
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд
(технология)
Физическая
культура
0
0
0
0
0
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
7
2
2
2
2
2
2
2
14
Итого
20 22 22 22 22 23 23
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Люби и знай родной язык
1
1
1
1
1
0
0
Итого
1
1
1
1
1
0
0
ИТОГО недельная нагрузка
21 23 23 23 23 23 23
Количество учебных недель
33 34 34 34 34 34 34
Всего часов в год
693 782 782 782 782 782 782
УЧЕБНЫЙ ПЛАН филиалов МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ»
«Деминская НОШ», «Разинская НОШ»
Предметная
область
Учебный предмет
Количество часов в
неделю
1
2
3
4
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
5
5
5
5
литературное
Литературное
3
3
3
3
чтение
чтение
Родной язык и
Родной язык
1
1
1
0.5
литературное
Литературное
1
1
1
0.5
чтение на родном
чтение на родном
языке
языке
Иностранный язык Иностранный язык
0
2
2
2
Математика и
Математика
4
4
4
4
информатика
Обществознание и Окружающий мир
2
2
2
2
естествознание
("окружающий
мир")
Основы
Основы
0
0
0
1
религиозных
религиозных
культур и светской культур и светской
этики
этики
Искусство
Изобразительное
1
1
1
1
искусство
Музыка
1
1
1
1
Технология
Технология
1
1
1
1
Физическая
Физическая
2
2
2
2
культура
культура
Итого
21
23
23
23
ИТОГО недельная нагрузка
21
23
23
23
Количество учебных недель
33
34
34
34
Всего часов в год
693
782
782
782
154
5
5
159
238
5385
Итого
20
12
3,5
3,5
6
16
16
1
4
4
4
8
90
90
136
3039
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с обновленным федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО),
основная образовательная программа начального общего образования
реализуется в МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ», в том числе и через
внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность является составной
частью образовательных отношений и одной из форм организации
свободного времени обучающихся.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО,
следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,
отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых
результатов освоения ООП НОО.
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ООП НОО
опирается на следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
- ФГОС НОО, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021
№ 286;
- ФОП НОО, утвержденная приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №
372;
- письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций об организации внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
обновленных
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования»;
- ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР от 19 декабря 2014 года № 1598;
-ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР №1023 от 24 ноября 2022 г.
План внеурочной деятельности формируется МБОУ «Верх-Иньвенская
СОШ» с учетом предоставления права участникам образовательных
отношений выбора направления и содержания учебных курсов,
предложенных школой.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для выявления и
развития способностей обучающихся на основе свободного выбора,
постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
-поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении
планируемых результатов освоения программы начального общего
образования;
-совершенствование навыков общения со сверстниками и
коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
-формирование навыков организации своей жизнедеятельности с
учетом правил безопасного образа жизни;
-повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса
к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
-развитие навыков совместной деятельности со сверстниками,
становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном
труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять
инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
-поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
-формирование культуры поведения в информационной среде, ЗОЖ.
Направления внеурочной деятельности и их содержательное
наполнение и формируются в МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ» прежде всего,
на своих особенностях функционирования, потребностях и интересах
обучающихся и их уровнями успешности обучения и включают:
-спортивно-оздоровительное - курс «Основы физической подготовки»
направлен на физическое развитие обучающегося, углубление знаний об
организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового
безопасного образа жизни.
-интеллектуальное - курс «Функциональная грамотность». Основной
целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в
течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений».
-этнокультурное - курс «Родной коми-пермяцкий язык и родная комипермяцкая литература». Цель: расширение знаний обучающихся об истории
родного края, формирование умения работать с разными источниками
информации; развитие познавательной активности и интереса к истории,
культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к «малой
Родине», родному языку.
-профориентационная работа - курс «Тропинка в профессию». Цель
курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для
реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным
видам сферы деятельности.
Общий объѐм внеурочной деятельности не превышает 10 часов.
в неделю.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о
важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на
формирование
соответствующей
внутренней
позиции
личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» –
разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны
с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием
родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется
следующим требованиям:
-целесообразность использования данной формы для решения
поставленных задач конкретного направления;
-преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической
деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
-учет
специфики
коммуникативной
деятельности,
которая
сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности;
-использование форм организации, предполагающих использование
средств информационно-коммуникационных технологий.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться
организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в
помещении образовательной организации, но и на территории другого
учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности
(спортивный комплекс, музей, театр и другие).
При организации внеурочной деятельности непосредственно
в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все
педагогические работники данной организации (учителя начальной школы,
учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителядефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и другие).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным
образованием детей в части создания условий для развития творческих
интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную
и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и
дополнительного образования строится на использовании единых форм
организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности
выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне
начального общего образования, заместитель директора по учебновоспитательной работе.
План внеурочной деятельности (недельный)
Учебные курсы
1а
1
1
1
Количество часов в неделю
1б
2а
2б
3а
3б
4а
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
итого
4б
1
1
1
Разговоры о важном
8
ОФП
8
Функциональная
8
грамотность
Люби и знай родной
0
0
0
0
0
0
1
1
2
язык
Профориентация
1
1
1
1
1
1
1
1
8
«Тропинки в
профессию»
ИТОГО недельная
4
4
4
4
4
4
5
5
34
нагрузка
Для обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития в план
внеурочной деятельности включены коррекционно-развивающие курсы.
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию
специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы
коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его
особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы
комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО,
коррекция недостатков в психическом и речевом развитии обучающихся, их
социальная адаптация.
Направления и содержание программы коррекционной работы
осуществляются во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Психологопедагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют
специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, классный руководитель.
Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение
развития
-эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков;
-познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций;
-формирования произвольной регуляции деятельности и поведения;
-коррекцию нарушений устной и письменной речи, психологопедагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
Коррекционно-развивающие
занятия
(психокоррекционные)
направлены на
развитие ребѐнка, включают в себя коррекцию
эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой
регуляции.
Коррекционно-развивающие занятия (дефектологические) направлены
на
создание условий, для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, на преодоление
трудностей обучения, ослабление проблем в психическом и личностном
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) направлены на
создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями в
освоении основной образовательной программы основного общего
образования
План внеурочной деятельности (недельный) для обучающихся с ОВЗ с
задержкой психического развития (вариант 1)
Учебные курсы
Количество часов в неделю
итого
1б
2а
3а
3б
4а
4б
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
1
6
ОФП
1
1
1
1
1
1
6
Функциональная
1
1
1
1
1
1
6
грамотность
Люби и знай родной
0
0
0
0
0
1
1
язык
Профориентация
1
1
1
1
1
1
8
«Тропинки в
профессию»
5
5
5
5
5
5
30
Коррекционноразвивающая
область
коррекционно2
2
2
2
2
2
12
развивающие занятия
(логопедические)
коррекционно1
1
1
1
1
1
6
развивающие занятия
(психокоррекционные)
коррекционно2
2
2
2
2
2
12
развивающие занятия
(дефектологические)
ИТОГО недельная
9
9
9
9
9
9
54
нагрузка