ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план основного общего образования МБОУ «Верх-Иньвенская
СОШ» (далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную
образовательную программу основного общего образования, соответствующую
ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует
общий объѐм нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МБОУ «ВерхИньвенская СОШ», разработанной в соответствии с ФГОС основного общего
образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного
общего
образования,
и
обеспечивает
выполнение
санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ» начинается 02.09.2024 и
заканчивается 26.05.2025.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные
недели.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в
8-9 классах – 33 часа.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей. В 8 классах предполагается изучение родного комипермяцкого языка и родной коми-пермяцкой литературы по 0,5 часа в неделю, с
целью реализации этнокультурных потребностей, продолжение изучения с 5
класса и по заявлению родителей. В 5-7 классах включен факультатив «Люби и
знай родной язык».
В 5-9 классах учебный план соответствует федеральному учебному плану.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся («Растительный мир Прикамья», «Математическая
грамотность», «Практикум по географии», «Практическая биология», «Говорим
и пишем правильно», «Практический курс говорения»)
По данному учебному плану обучаются дети
с ограниченными
возможностями здоровья по адаптированной основной образовательной
программе, вариант 7.1. Обязательные предметные области и учебные
предметы соответствуют положениям федерального учебного плана в ФОП
ООО. Во внеурочную область учебного плана включаются коррекционноразвивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в
неделю на одного обучающегося с ЗПР.
В МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ» языком обучения является Русский
язык.
При изучении предметов Английский язык, труд (технология)
осуществляется деление учащихся на подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание)
или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая
аттестация
обучающихся
за
четверть
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по
четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных
отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по
итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе
четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации
определяются «Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ».
Освоение основной образовательной программ основного общего
образования завершается итоговой аттестацией.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
основного общего образования составляет 5 лет.
Предметная
область
Учебный
предмет/ку
рс
Количество часов в неделю
5а
5б
6а
6б
7а
ИТОГО
7б
8а
8б
9а
9б
Обязательная часть
Русский язык
и литература
Русский
язык
Литература
Родной язык и Родной язык
родная
Родная
литература
литература
Иностранные Иностранны
языки
й язык
Математика и Математика
информатика Алгебра
Геометрия
Вероятность
и статистика
Информатик
5
5
6
6
4
4
3
3
3
3
42
3
3
3
3
2
2
2
0,5
0,5
2
0,5
0,5
3
3
26
1
1
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
30
5
0
0
0
5
0
0
0
5
0
0
0
5
0
0
0
0
3
2
1
0
3
2
1
0
3
2
1
0
3
2
1
0
3
2
1
0
3
2
1
20
18
12
6
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
6
Общественно
-научные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Технология
Физическая
культура
Основы
безопасности
и защиты
Родины
Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России
Итого
а
История
Обществозн
ание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразител
ьное
искусство
Музыка
Труд
(технология)
Физическая
культура
Основы
безопасност
и и защиты
Родины
Основы
духовнонравственно
й культуры
народов
России
2
0
2
0
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2.5
1
2.5
1
21
8
1
0
0
1
1
1
0
0
1
1
1
0
0
1
1
1
0
0
1
1
2
2
0
1
1
2
2
0
1
1
2
2
2
2
0
2
2
2
2
0
2
3
2
2
0
2
3
2
2
0
16
14
8
14
6
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
0
1
0
1
8
16
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
20
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
4
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
4
27
27
29
29
30
30
32
32
32.
5
32.
5
301
0
0
0
0
0
0
0
0
6
1
1
0
0
0
0.5
0
0
0
0.5
0
0
1
1
2
1
0.5
33
34
11
0.5
33
34
11
13
314
34
10642
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного
курса
Люби и знай родной язык
1
1
1
1
1
1
0
0
Практикум по биологии
0.5 0.5
0
0
0
0
0
0
Практическая география
0.5 0.5
0
0
0
0
0
0
Родной коми-пермяцкий
0
0
0
0
0
0
0.5
0.5
язык
Родная коми-пермяцкая
0
0
0
0
0
0
0.5
0.5
литература
Растительный мир Прикамья
0
0
0
0
0.5 0.5
0
0
Говорим и пишем правильно
0
0
0
0
0
0
0
0
Практикум по говорению
0
0
0
0
0
0
1
1
Математическая
0
0
0
0
0.5 0.5
0
0
грамотность
Итого
2
2
1
1
2
2
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
29
29
30 30 32 32
33
33
Количество учебных недель
34
34
34 34 34 34
34
34
Всего часов в год
986 986 10 10 10 108 1105 1105
20
20
88
8
22
22
План внеурочной деятельности (недельный)
В соответствии с обновленным федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО),
основная образовательная программа основного общего образования
реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную
деятельность. Внеурочная деятельность является составной частью
образовательных отношений и одной из форм организации свободного времени
обучающихся.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ООО, следует
понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных
от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов
освоения ООП ООО.
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ООП ООО
опирается на следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- ФГОС ООО, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №
287;
- ФОП ООО, утвержденная приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №
370;
-ФАОП ООО
для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72653);
- письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций об организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования».
Цель внеурочной деятельности: создание условий для выявления и
развития способностей обучающихся на основе свободного выбора,
постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи организации внеурочной деятельности:
- поддержка
учебной деятельности обучающихся в достижении
планируемых результатов освоения программы начального общего
образования;
- совершенствование
навыков
общения
со
сверстниками
и
коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
- развитие
навыков совместной деятельности со сверстниками,
становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном
труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять
инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
- поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности.
При отборе направлений внеурочной деятельности МБОУ «Верх-Иньвенская
СОШ» ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования,
психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности,
интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной
деятельности и их организации привлекаются родители как законные
участники образовательных отношений.
Формы организации внеурочной деятельности: учебные курсы и
факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные мероприятия, секции, экскурсии, мини-исследования;
общественно полезные практики и др.
К участию во внеурочной деятельности привлекаются организации и
учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае
внеурочная деятельность проходит не только в помещении школы, но и на
территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной
деятельности (например, спортивный комплекс, музей, театр и др.). При
организации внеурочной деятельности непосредственно в МБОУ «ВерхИньвенская СОШ» в этой работе принимают участие все педагогические
работники (классные руководители, учителя-предметники, социальный
педагог, библиотекарь и др.).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием
детей в части создания условий для развития творческих интересов детей,
включения их в художественную, техническую, спортивную и другую
деятельность.
Объединение
усилий
внеурочной
деятельности
и
дополнительного образования строится на использовании единых форм
организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности
выполняют классный руководитель, заместитель директора.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем
внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы
основного общего образования (до 1750 академических часов за 5 лет
обучения).
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий),
реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами
количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, до
10 часов в неделю на проведение занятий в каждом классе.
План внеурочной деятельности состоит из двух частей: инвариантной
(рекомендуемой для всех обучающихся) и вариативной.
Внеурочная деятельность в инвариантной части представлена следующими
направлениями:
- информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной
и экологической направленности "Разговоры о важном",
- занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся
(Учебный проект, Практическая биология, Практическая география, Избранные
вопросы математики, Основы финансовой грамотности, Секреты грамотности),
- занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся («Россия – мои горизонты» 6-11
классы).
В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
- занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для проектноисследовательской деятельности, исторического просвещения – элективные
курсы по запросу выпускников 9-х классов),
- занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, целью которых является
помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов;
- занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе в рамках РДДМ, волонтерства,
участия в общественных объединениях).
- Занятия, направленные на укрепление физического здоровья и интерес к
ЗОЖ (Курс ОФП «Основы физической подготовки).
-Занятия
«Юнармии»
направленны
на
разностороннее
военнопатриотическое,
гражданское,
нравственное
воспитание
и
совершенствование личности детей и подростков, сохранение и приумножение
патриотических традиций, формирование у молодежи готовности и
практической способности к выполнение гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите Отечества, формирование
сплоченного и дружного коллектива.
- «Индивидуальное фортепиано» - умение играть на музыкальном
инструменте, развитие музыкальных способностей.
План внеурочной деятельности может быть реализован с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При
необходимости допускается корректировка плана внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности формируется МБОУ «Верх-Иньвенская
СОШ» с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных
курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной
организацией.
Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с учебным
планом и расписанием занятий.
Промежуточная аттестация внеурочной деятельности проводится в
соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих
основные общеобразовательные программы.
Занятия на курсах внеурочной деятельности осуществляются по рабочим
программам.
Все программы внеурочной деятельности реализуются в МБОУ «ВерхИньвенская СОШ» на бесплатной основе.
Учебные курсы
Количество часов в неделю
Итого
5а
5б
6а
6б
7а
7б
8а
8б
9а
9б
Разговоры о
важном
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
ОФП
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Основы
финансовой
грамотности
0.5
0.5
0.5
0.5
2
Учебный проект
0.5
0.5
0.5
0.5
2
Практикум по
биологии
0.5
0.5
1
Практическая
география
0.5
0.5
1
1
1
Россия-мои
горизонты
1
1
1
1
0.5
0.5
7
Избранные
вопросы
математики
1
1
2
Секреты
грамотности
0.5
0.5
1
Элективные
курсы по
предметам
1
1
2
Решение задач по
информатике
0,2
0,2
0,4
Биология в
задачах
0,2
0,2
0,4
География в
вопросах и
ответах
0,25
0,25
0,5
Сферы общества
0,15
0,15
0,3
Личности в
истории России
0,1
0,1
0,2
Решение задач по
физике
0,1
0,1
0,2
ЮНАРМИЯ
1
1
Индивидуальное
фортепиано
ИТОГО
недельная
нагрузка
1
3
4
5
5
3
4
1
3
3
5
5
40
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой
психического развития в план внеурочной деятельности включена
коррекционно-развивающая область. Согласно требованиям Стандарта,
является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена
фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями
(логопедическими,
дефектологическими
и
психокоррекционными),
направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации
личности в современных жизненных условиях. Программа коррекционной
работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения
обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для
каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных
потребностей на основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в
течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные
коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия - до 40
минут.
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы
комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция
недостатков в психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная
адаптация.
Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) направлены на
создание условий для коррекции стойких специфических нарушений
(недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков,
обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических
функций.
Коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные) направлены
на развитие и коррекцию познавательной, личностной, эмоциональной,
коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на
преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений.
Коррекционно-развивающие занятия (дефектологические) направлены
формирование школьно-значимых умений и навыков, а также приѐмов
умственной деятельности.
Учебные курсы
Количество часов в неделю
Итого
5а
5б
7а
8а
8б
9б
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
1
6
ОФП
1
1
1
1
1
1
6
Основы финансовой грамотности
0.5
0.5
1
Учебный проект
0.5
0.5
1
Россия-мои горизонты
1
1
1
0.5
3,5
1
1
0.5
0,5
1
1
Решение задач по информатике
0,2
0,2
Биология в задачах
0,2
0,2
География в вопросах и ответах
0,25
0,25
Сферы общества
0,15
0,15
Личности в истории России
0,1
0,1
Решение задач по физике
0,1
0,1
Избранные вопросы математики
Секреты грамотности
Элективные курсы по предметам
ЮНАРМИЯ
Коррекционно-развивающая
область
коррекционно-развивающие занятия
(логопедические)
коррекционно-развивающие занятия
(психокоррекционные)
коррекционно-развивающие занятия
(дефектологические)
ИТОГО недельная нагрузка
1
1
5
5
5
5
5
5
30
2
2
2
2
2
2
12
1
1
1
1
1
1
6
2
2
2
2
2
2
12
8
9
8
8
8
10
51