I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АООП
НОО) предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ» и отражает конкретизацию требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ)1, предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
АООП НОО предназначена для обучающихся с задержкой психического развития
(ЗПР), вариант 7.1. в рамках инклюзивного образования.
Содержание АООП НОО представлено учебно-методической документацией
(учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания,
календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской
Федерации базовые объем и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы2.
АООП НОО разработана с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с задержкой психического развития и
обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию. АООП НОО обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида (далее - ИПРА)
в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи, в том числе психолого-педагогической реабилитации и
абилитации.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР содержит требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих,
так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности ЗПР, места
проживания обучающегося и вида организации.
Структура АООП НОО для обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР начального общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ
начального общего образования.
Содержательный раздел определяет содержание начального общего образования
обучающихся с ЗПР и включает следующие программы, ориентированные на дости2
жение личностных, метапредметных и предметных результатов:
рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей;
программу формирования УУД;
программу коррекционной работы;
программу воспитания.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизмы реализации компонентов АОП НОО для обучающихся с
ЗПР.
Организационный раздел включает:
учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы.
В основу формирования АООП НОО положены следующие принципы:
а) принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся и воспитанников);
б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
г) принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего
развития" с учетом особых образовательных потребностей;
д) онтогенетический принцип;
е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО
ориентировку на АООП основного общего образования обучающихся с ОВЗ, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
ж) принцип целостности содержания образования;
з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
к) принцип сотрудничества с семьей;
л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности
не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и
(или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и
внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным
3
санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный
№ 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).
В основу реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР
предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с
ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО
обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно
сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и данной АООП НОО.
к структуре АООП НОО;
к результатам освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП
НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом
общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической, познавательной и
учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых обра4
зовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих
продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Целевой раздел АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
Пояснительная записка
Цель и задачи реализации.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных
задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО для обучающихся с
ЗПР, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными
особенностями развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в еѐ индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного
развития;
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием
системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной самостоя5
тельной работы;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населѐнного пункта, района, города).
Общая характеристика
АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к еѐ структуре, условиям реализации и
результатам освоения.
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те
же сроки обучения (1-4 классы).
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), представляет собой адаптированный вариант ООП НОО. Адаптация программы предполагает введение программы
коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО (вариант 7.1),
требований к результатам освоения программы коррекционной работы АООП НОО
для обучающихся с ЗПР. Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося,
согласованная работа педагогических работников, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ЗПР осуществляется на
основе заключения ПМПК, сформулированного по результатам его комплексного
психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА (при наличии).
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту
поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме,
но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях
деятельности и организованного поведения, и признаки общей социальноэмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности ЦНС, выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в
разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений,
зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики, но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, осваивающих
АООП НОО (вариант 7.1)
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, опре6
деляют особую логику построения учебного процесса и находят своѐ отражение в
структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с
ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося с ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной
работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса);
комплексное сопровождение, направленное на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных групп обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной де7
ятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,
в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения
и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями (законными представителями), активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (вариант 7.1).
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР должно
стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных)
компетенций.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе;
в умении написать при необходимости сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии по8
вседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов
и вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное
участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в
этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы, ориентироваться в расписании
занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников в школе.
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации обучающегося в ближнем и
дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту обучающегося;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего
мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собствен9
ной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
в знании правил поведения и социальных ритуалов, умении их адекватно использовать в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье;
с педагогическими работниками и обучающимися в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
в умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного
контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие,
намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным
за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других
ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметнопрактической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оцени10
вать процесс и результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АОП
НОО (вариант 7.1) предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АООП НОО (вариант 7.1) УУД.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО (вариант 7.1)
Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются оценка
образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются
для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО (вариант 7.1) предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех
трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися АООП НОО (вариант 7.1) ЗПР
(кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР
может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени
объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР в
иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО для обучающихся ЗПР) аттестации обучающихся с ЗПР
включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
11
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогическим работником вслух в медленном темпе с
четкими смысловыми акцентами;
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный
шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 минут) при нарастании в
поведении обучающегося проявлений утомления, истощения;
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагогического работника, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО.
При определении подходов к оценке результатов освоения обучающимися с ЗПР
программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность
достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
12
работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг,
обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность,
информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку
достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и
организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга:
1) Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный
уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния
нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
2) Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение
всего времени обучения обучающегося на уровне начального общего образования.
При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспрессдиагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об
успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже
незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные экспрессдиагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.
3) Финишная диагностика проводится на заключительном этапе обучения на
уровне начального общего образования обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников образовательного процесса - тех,
кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере
социальной (жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи,
близких обучающегося. Основой оценки продвижения обучающегося в социальной
(жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной
жизни - в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по
интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и в повседневной жиз13
ни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения
программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психологопедагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей
внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не
выносятся на итоговую оценку.
Содержательный раздел АООП НОО для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1)
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей, программа формирования УУД соответствуют требованиям в ФГОС НОО и ФОП НОО.
Программа коррекционной работы НОО
Программа коррекционной работы включает комплексное сопровождение обучающихся с ЗПР и представлена программами коррекционной работы педагогапсихолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда и направлена на индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА (при наличии).
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются
во внеурочное время в объеме не менее 5 часов (пункт 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований).
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
осуществление индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;
возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию
представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Программа коррекционной работы содержит:
перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и освоение ими АООП НОО;
14
систему комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения
обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего психологопедагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в
освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики и
психологии, медицинских работников организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие еѐ основное содержание:
диагностическая работа, обеспечивающая проведение комплексного обследования обучающихся с ЗПР и подготовку рекомендаций по оказанию им психологопедагогической помощи;
коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в
психофизическом развитии обучающихся с ЗПР;
консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации;
информационно-просветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
обучающихся с ЗПР, со всеми участниками образовательных отношений - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Коррекционная работа включает систематическое психолого-педагогическое
наблюдение в учебной и внеурочной деятельности, разработку и реализацию индивидуального маршрута комплексного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР на основе психолого-педагогической характеристики, составленной по результатам изучения его особенностей и возможностей развития, выявления трудностей в овладении содержанием начального общего образования, особенностей личностного развития, межличностного взаимодействия с детьми, взрослыми.
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная
помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоциональноличностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности
и целенаправленное формирование высших психических функций; развитие зрительно-моторной координации; формирование произвольной регуляции деятельности и
поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного
отношения к учѐбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к
школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного
15
процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционноразвивающих занятиях, где осуществляется коррекция нарушений психофизического
развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагогические работники, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной
работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на ПМПК для комплексного психолого-педагогического обследования с целью выработки рекомендаций по его
дальнейшему обучению.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
социальное партнѐрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют
специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный
педагог, педагог дополнительного образования. При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной организации
(центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ПМПК и
других).
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы
специального сопровождения обучающихся с ЗПР. Варьироваться могут содержание,
организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что
способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Программа коррекционной работы содержит: цель, задачи, программы коррекционных курсов, систему комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-просветительское), описание специальных условий
обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, планируемые результаты освоения программы коррекционной работы, механизмы реализации программы. (Приложения
«Программа коррекционной работы педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда).
Организационный раздел АООП НОО для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1)
Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют положе16
ниям учебного плана в ООП НОО. Во внеурочную область федерального учебного
плана включаются коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной
работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований).
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной
коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
При реализации данной адаптированной образовательной программы созданы
специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья. Педагоги своевременно проходят курсы повышения
квалификации. С данной категории обучающихся работают педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.
Календарный учебный график, календарный план воспитательной работы соответствуют данным разделам ООП НОО.
Система условий реализации АООП НОО (В. 7.1)
Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации адаптированной основной образовательной программы является создание и поддержание
развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного,
социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся с ОВЗ.
Система условий реализации АООП НОО базируется на результатах проведѐнной
в ходе разработки программы комплексной аналитико - обобщающей и прогностической работы, включающей:
•
анализ имеющихся в школе условий и ресурсов реализации АООП НОО;
•
установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также
целям и задачам АООП НОО образовательного учреждения, сформированным с учѐтом потребностей всех участников образовательного процесса;
•
выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в
имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта.
Необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами
АООП НОО школы и механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
разрабатываются школой самостоятельно по мере необходимости.
Контроль за состоянием системы условий осуществляет администрация
ОУ.
Кадровые условия
МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ» укомплектовано кадрами, имеющими необхо17
димую квалификацию для решения задач, определѐнных основной образовательной
программой образовательного учреждения, способными к инновационной профессиональной деятельности.
Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учѐтом особенностей организации
труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательного учреждения в МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ» служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике
должностей руководителей, специалистов и служащих.
Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы
начального общего образования
Учителя, работающие в классе инклюзивного образования на уровне основного
общего
образования,
имеют
базовое
профессиональное
образование и необходимую квалификацию, способны к инновационной профессиональной деятельности, обладают необходимым уровнем методологической культуры и
сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.
В их компетентность входит осуществление обучения и воспитания обучающихся
подросткового возраста, использование современных образовательных технологий, в
том числе системно-деятельностного подхода, информационно-коммуникационных
технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования, постоянно развиваться в профессиональном отношении.
Укомплектованность штатов:
Педагогические работники
Педагог-психолог
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед
Социальный педагог
11
1
1
1
1
Психолого-педагогические условия реализации АООП НОО
Психолого-педагогические условия реализации АООП НОО должны обеспечивать:
• преемственность содержания и форм организации образовательного процесса
между начальной школой и основной школой;
• учет специфики возрастного
психофизического
развития обучающихся;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех субъ18
ектов образовательного процесса;
• вариативность направлений
психолого-педагогического сопровождения;
• формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
• систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
• формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
• создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи
детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа — выявление особенностей
психического развития ребенка, сформированности определенных психологических
новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных
и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
• изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, обучающихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
• разработка рекомендаций.
Индивидуальное
содействие
в
приобретении
обучающимися психологических знаний, умений,
навыков, необходимых
для
получения
профессии, развития
карьеры, достижения
успеха
в жизни;
содействие в облегчении процесса адаптации вновь прибывших
детей к обучению в школе; профилактика явлений дезадаптации;
содействие
личностному и интеллектуальному развитию
обучающихся на каждом этапе развития личности;
- выявление причин
Групповое
содействие
развитию социально адаптивных
возможностей
обучающихся
(развитие
коммуникативных навыков);
На уровне класса
выявление и коррекция проблем, возникающих в классном
коллективе;
повышение
уровня сплоченности
классного коллектива;
осуществление
психолого- педагогического сопровождения 1
классов
19
На уровне ОУ
содействие
администрации школы и
педагогическому коллективу в
профилактике асоциального
и девиантного
поведения
несовершеннолетних,
жестокого
обращения с обучающимися;
содействие
администрации школы и
педагогическому коллективу в работе по повышению
качества образования в целях увеличения возможностей обучающихся к
самореализации в учебной и
внеурочной деятельности;
психологопедагогическое сопровождение образовательного
процесса.
затруднений в освоении
учебного материала
Психопрофилактическая работа — обеспечение решения проблем, связанных с
обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
• разработка и осуществление развивающих программ для обучающихся с учетом
задач каждого возрастного этапа;
• предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на
следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми
к
психологу
обращаются
учителя,
учащиеся,
родители.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит
повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности уровней образовательной системы.
Финансовые условия
Финансовое обеспечение образования обучающихся с ЗПР осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися
с ЗПР общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 закона Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормативные затраты на оказание
государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по
каждому уровню образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, Федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий
получения образования обучающимися с ЗПР, обеспечения дополнительного образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных, предусмотренных
Федеральным
законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности
(для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятель20
ности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на
одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей4.
Финансирование программы коррекционной работы должно осуществляться в
объеме, предусмотренным законодательством.
Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и материально-технических условий, определенных для АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование находясь в среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, и в те
же сроки обучения. Обучающемуся с ЗПР предоставляется государственная услуга по
реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования, которая адаптируется под особые образовательные потребности обучающегося и
при разработке которой необходимо учитывать следующее:
1) обязательное включение в структуру АООП НОО обучающегося с ЗПР программы коррекционной работы, что требует качественно особого кадрового состава
специалистов, реализующих АООП ООО;
2) при необходимости предусматривается участие в образовательно- коррекционной работе тьютора, а также учебно-вспомогательного и прочего персонала (ассистента, медицинских работников, необходимых для сопровождения обучающегося с ЗПР);
3) создание специальных материально-технических условий для реализации АООП
НОО (специальные учебные пособия, специальное оборудование, специальные технические средства, специальные компьютерные программы и др.) в соответствии с
ФГОС НОО обучающихся с ЗПР.
При определении нормативных финансовых затрат на одного обучающегося с
ЗПР на оказание государственной услуги учитываются вышеперечисленные условия
организации обучения ребенка с ЗПР.
Финансирование рассчитывается с учетом рекомендаций ПМПК, ИПР инвалида в
соответствии
с
кадровыми
и
материально-техническими
условиям
реализации АООП НОО, требованиями к наполняемости классов в соответствии с
СанПиН.
Таким образом, финансирование АООП НОО для каждого обучающегося с ЗПР
производится в большем объеме, чем финансирование ООП НОО обучающихся, не
имеющих ограниченных возможностей здоровья.
При расчете нормативных затрат на оплату труда и начисления на выплаты по
оплате труда учитываются затраты на оплату труда только тех работников, которые
принимают непосредственное участие в оказании соответствующей государственной
услуги (вспомогательный, технический, административно- управленческий и т.п. персонал не учитывается).
Нормативные затраты на расходные материалы в соответствии со стандартами
качества оказания услуги рассчитываются как произведение стоимости учебных материалов на их количество, необходимое для оказания единицы государственной услуги
(выполнения работ) и определяется по видам организаций в соответствии с нормативным актом субъекта Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
21
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение начального общего образования обучающихся с ЗПР должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально- технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к:
организации пространства, в котором обучается ребѐнок с ЗПР;
организации временного режима обучения;
техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР;
учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным
инструментам
обучения, отвечающим
особым
образовательным потребностям
обучающихся
с
ЗПР и
позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.
Требования к организации пространства
Под особой организацией образовательного пространства понимается создание
комфортных условий во всех учебных и внеучебных помещениях.
Организация пространства
Наименование объекта
Кол-во мест,
помещений
Специальное
помещение для проведения
1
занятий с психологом и другими специалистами
Библиотека
1 помещение
Коридоры с удобно расположенными и доступными
2 этажа
стендами с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах
безопасности, распорядке/режиме функционирования
учреждения, расписании уроков, последних событиях в
школе, ближайших
планах.
Столовая
1
Актовый зал
1
Учебные кабинеты
12
22
Требования к организации временного режима обучения
Временной режим образования обучающихся с ЗПР (учебный год, учебная неделя, день) устанавлены в соответствии с законодательно закрепленными нормативами
(ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а
также локальными актами образовательной организации.
Организация временного режима обучения детей с ЗПР соответствует их особым
образовательным потребностям и учитывает их индивидуальные возможности.
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР для варианта 7.1 составляют 4
года (1-4 классы).
Продолжительность учебной недели – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка
устанавливается с учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его
готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок учебного
дня обучающихся с ЗПР устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по
реализации АООП НОО, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха,
удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной
нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Образовательная недельная нагрузка
равномерно распределяется в течение учебной недели.
Учебные занятия начинаются в 9 часов. Проведение нулевых уроков не предусмотрено.
При обучении детей с ЗПР предусматривается специальный подход при комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором будет обучаться ребенок
с ЗПР. Общая численность класса, в котором обучаются дети с ЗПР, осваивающие вариант 7.1 АООП НОО, не должна превышать 25 обучающихся, число обучающихся с
ЗПР в классе не должно превышать четырех, остальные обучающиеся – не имеющие
ограничений по здоровью.
Требования к техническим средствам обучения
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения,
мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности,
развивают познавательную активность обучающихся.
Информационно-образовательная среда МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ» включает в себя совокупность технологических средств: компьютеры c колонками и выходом в Internet, мобильный компьютерный класс, принтер, сканер, мультимедийные
проекторы с экранами, интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители).
Учебный и дидактический материал
При освоении АООП НОО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам
для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности),
обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, направленную на
специальную поддержку освоения ООП НОО.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только
на обучающегося, но и на всех участников процесса образования. Специфика данной
группы требований обусловлена большей необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся с ЗПР, и состоит в том, что все вовлечѐнные в процесс
образования взрослые имеют неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для реализации АООП НОО. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том
числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечѐнных в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ЗПР.
Предусматривается материально-техническая поддержка, процесса координации
и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечѐнных в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ЗПР. В случае необходимости организации удаленной работы, специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.
Информационное обеспечение включает необходимую нормативно- правовую базу образования обучающихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса и наличие.
Информационно-методическое обеспечение реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа
для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного
процесса и условиями его осуществления.
Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного
процесса включают:
1.
Необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с
ЗПР.
2.
Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами,
в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных
и региональных базах данных.
24